КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сущность, цели и задачи кадрового планирования.Определение потребности в персонале. Методы кадрового планирования.Маркетинг персонала.Нормирование и учет численности персонала.
Планирование, как правило, рассматривается в двух аспектах. В широком смысле – это деятельность по выработке политики и стратегии организации, способов их реализации; в узком – по составлению официальных документов – планов.В рамках кадрового планирования, являющегося элементом общей системы планирования организации, решаются задачи обеспечения ее рабочей силой необходимой численности и качества, эффективного использования последней, совершенствования социальных отношений.Специфика кадрового планирования, как и формирования соответствующих стратегий, состоит в наличии двух подходов: самостоятельного для организаций, продуктом деятельности которых является персонал, и подчиненного производственным, инвестиционным, финансовым, коммерческим и иным планам – для остальных.Таким образом, планирование персонала является в большинстве случаев вторичным, производным по отношению к общей системе внутрифирменного планирования, и планы по персоналу дополняют и конкретизируют иные виды планов и программ.
С помощью кадрового планирования можно определить, например:
сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;какие требования предъявляются к тем или иным категориям работников; каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал;как использовать персонал в соответствии с его потенциалом;как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию людей;как обеспечить справедливую оплат труда, мотивацию персонал и решить его социальные проблемы;каких затрат потребуют проводимые мероприятия.
Основными принципами кадрового планирования являются:
участие работников организации в процессе планирования;непрерывность и гибкость планирования;согласование планов по персоналу;экономичность.
Как и в обычном планировании, в планировании персонала используются три группы методов – балансовые, нормативные и математико-статистические. Одним из наиболее используемых является нормативный метод планирования. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы затрат человеческого (трудового) ресурса на единицу продукции.К нормам труда относятся нормы выработки, времени, обслуживания, численности. Они устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем развития техники, технологии, организации производства и труда. В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться укрупненные комплексные нормы. По мере аттестации, рационализации рабочих мест, внедрения новой техники, технологии, осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, нормы подлежат обязательной замене новыми.
Планирование персонала нередко представляют как четырехэтапный процесс:
1) оценка имеющихся человеческих ресурсов;2) планирование будущих потребностей в кадрах;3) оценка будущих потребностей в кадрах;4) разработка проекта удовлетворения будущих потребностей в кадрах.
Эффективное кадровое планирование положительно влияет на результаты организации благодаря:
оптимизации использования персонала. Детальное планирование позволяет выявить и продуктивно применить невостребованный потенциал сотрудников путем расширения должностных обязанностей, перевода работников на другие рабочие места, реорганизацию производственных процессов;совершенствованию процесса приема на работу. Планирование является источником информации о потребностях организации в персонале, что дает возможность обеспечить поиск и отбор кандидатов на планомерной основе, снизить издержки и избежать кризисных ситуаций, связанных с нехваткой рабочей силы;организации профессионального обучения. План по персоналу является основой для планирования и проведения профессионального обучения в организации. Тщательная разработка этого плана позволяет обеспечить нужную квалификацию работников и добиться реализации бизнес-планов с наименьшими издержками;созданию основы для развития других программ управления персоналом. Знание тенденций в динамике численности, изменении квалификационной структуры персонала позволяет кадровой службе разрабатывать долгосрочные программы в области компенсации, профессионального развития и т.д.;сокращению общих издержек на рабочую силу за счет продуманной, последовательной и активной политики на рынке труда. Знание собственных потребностей на длительную перспективу дает организации возможность эффективно противостоять своим конкурентам и взаимодействовать с контрагентами на рынке труда и извлекать выгоду из меняющейся ситуации.
Чтобы определить потребности организации в человеческих ресурсах, необходимо понимать, под влиянием каких факторов они формируются. Поскольку организации являются открытыми социальными системами, их потребности в рабочей силе возникают под воздействием как внутренних (внутриорганизационных), так и внешних факторов.Потребности организации в рабочей силе зависят, прежде всего, от стоящих перед ней целей, для реализации которых необходимы человеческие ресурсы. У организаций со стабильной долгосрочной стратегией потребности в рабочей силе не претерпевают серьёзных изменений из года в год, и планирование человеческих ресурсов не представляет особой сложности. И наоборот, если организация меняет стратегию, потребности как в численности, так и в квалификации рабочей силы могут существенно измениться. Так, в частности, при реформировании железнодорожной отрасли уже планируется уже сокращение численности работников отдельных организаций, потребуется реализация программ повышения квалификации и переподготовки специалистов.Еще один источник изменений потребностей организации в рабочей силе – внутриорганизационная динамика рабочей силы – увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска и т.п. Кадровая служба должна отслеживать эту динамику и заблаговременно предсказывать изменения.Среди множества внешних для организации факторов существует несколько наиболее важных, оказывающих непосредственное влияние на состояние рынка труда – источника рабочей силы для большинства современных организаций.Макроэкономические параметры – темпы экономического роста, уровень инфляции и безработицы, структурные изменения оказывают сильное воздействие как на стратегию организации, так и на ситуацию на рынке труда. Развитие техники и технологии может самым кардинальным образом изменить потребности организации в рабочей силе. Политические изменения могут влиять на потребности в человеческих ресурсах и положение на рынке труда через изменение законодательства, регулирование макроэкономических параметров, создание определенного политического климата в стране. Конкуренция и состояние рынка сбыта, изменяющееся под воздействием множества факторов, оказывают самое прямое влияние на потребности организации в человеческих ресурсах.
Табл. 5. Система показателей по труду, необходимая организациям для анализа и планирования
Наименование показателя |
Ед-ца измерения |
Характеристика показателя |
А. Карта организации (отрасль, виды продукции, форма собственности, адрес, телефон, факс) |
|
|
Б. Общеэкономические показатели |
|
|
1. Объем производства |
руб. |
Масштаб производства |
2. Величина основных фондов |
руб. |
Масштаб производства |
3. Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
Уровень социального развития |
Производительность труда а) в натуральном измерении б) в стоимостном размере |
шт. Руб. |
Эффективность использования трудовых ресурсов |
5. Прибыль |
руб. |
Финансовое состояние организации |
6. Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
Уровень социального развития |
В. Кадровые показатели |
|
|
1. Численность персонала |
чел. |
Величина организации |
2-5. Удельный вес рабочих, руководителей, специалистов, служащих |
% |
Структура персонала |
6. Текучесть кадров |
чел., % |
Неудовлетворенность условиями труда |
7. Средний возраст персонала |
лет |
Потенциал человеческих ресурсов |
Г. Расходы на персонал |
|
|
1. Общая величина расходов |
руб. |
Расходы на человеческий ресурс |
Затраты на заработную плату |
руб. % |
Рациональность организации заработной платы |
3. Средняя заработная плата |
руб. |
Уровень оплаты труда |
4. Заработная плата руководителя |
руб. |
Дифференциация в оплате труда |
Расходы на социальные выплаты, предусмотренные законом |
руб. % |
Степень социальной защищенности работающих |
Расходы на дополнительные социальные выплаты |
руб. % |
Степень социальной защищенности работающих |
Расходы на содержание социальной инфраструктуры |
руб. % |
Уровень социального развития |
8. Расходы на участие в прибылях |
руб. |
Включенность персонала в управление производством |
9. Средний размер дивидентов |
руб. |
Структура доходов персонала |
Расходы на персонал, отнесенные на единицу изделия |
руб. % |
Эффективность использования человеческого фактора |
Д. Условия труда |
|
|
1. Удельный вес работающих во вредных условиях труда |
% |
Забота о здоровье работника |
2. Уровень травматизма |
чел/день |
|
3. Уровень заболеваемости |
чел/день |
|
4. Расходы на выплату льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда |
руб. |
|
Необходимо распределить функции кадровой службы и линейных руководителей при решении проблемы планирования персонала.
Табл. 6. Распределение ответственности при планировании персонала
Кадровая служба |
Линейные руководители |
Формирует цели планирования |
Определяет потребности в персонале для подразделения |
Маркетинговая концепция управления персоналом (кадровый маркетинг) предполагает, что организация, в которой осуществляется управление персоналом, находится в процессе постоянного взаимодействия с окружающей средой, которой свойственны особые, рыночные (конкуренция, нахождение соотношения спроса и предложения), характеристики.В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Западно-европейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом в 1970-е гг. В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.Первый предполагает рассмотрение задач персонал-маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, соответствующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к фирме. Фактически - это “продажа” фирмы своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.Второй принцип предполагает толкование персонал-маркетинга в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Это функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.